Идея священного гнева наличествует практически во всех традициях, хотя нигде она так не акцентирована, как в зороастризме и нордическом язычестве.
Ненависть - основа метафизики войны. Odio Sacro - священная ненависть, священный гнев - это особое состояние воинской души, в котором воин является максимальным обладателем концентрированной энергии разрушения, наполняется силой агрессии и изливает ее на противника, врага, преграду. Но ненависть относится не только к уровню психологии, - ненависть имеет глубочайшие метафизические корни.
Ненависть, гнев - это коррелят любви, это оборотная сторона любви. Если любовь (как основная кшатрийская практика) есть стремление к преодолению дуальности, порожденное притяжением Единства, то ненависть есть реакция на сам факт наличия преграды, которая стоит между двумя разделенными частями, мешая осуществлению Единства. Чем напряженнее притяжение любви, тем концентрированнее ненависть к преграде. Поэтому метафизика ненависти основывается на активном отношении к онтологической и метафизической травматичности воина, желающего эту травматичность (и ее причину) уничтожить,
Священная ненависть есть постоянное напоминание воину о том истинном метафизическом дискомфорте, который он обязан испытывать, находясь в реальности. В некотором смысле, ненависть тождественна любви, которая также есть напоминание о великой первокатастрофе и действие, направленное на ее преодоление. Этим родством объясняется также и сама практика сексуальных отношений, в которых элементы борьбы и ярости неразделимы с элементами слияния и блаженства. Однако чистая ненависть все-таки концентрируется на уничтожении разделения, а не на приобретении Единства (как любовь). Поэтому перемещение акцентов определяет особость кшатрийской практики гнева, представляющей собой ритуальный и инициатический комплекс.
Традиция кшатрийского гнева полно развита в нордических германо-скандинавских воинских культах. Особенной цельностью в этом смысле отличается культ Одина (Вотана).Одна из возможных этимологии "Вотана" производная от "wut", что значит "бешенство", "гнев". Слово же "Один" этимологически родственно Odio (ненависть). Священногерманская картина мира пропитана агрессией, персонифицированным гневом.
Все главные боги нордического пантеона - воины, вся мифологическая история - сражения и жестокие авантюры. Гнев - самое часто встречающееся состояние богов; агрессия - самая часто встречающаяся акция.
Так как Вотан является центральной фигурой нордической религии, ее полюсом, то естественно, что его духовную природу разделяют и все другие религиозные персонажи, явления и культы.
Характерно, что ось мира, центральный столб вселенной, древо мира названо в германской мифологии "Иггдрасиль", ясень Иггдрасиль, что означает дословно "Конь Игга". Игг - это имя Одина (переводится как "страшный", "гневный"), особо выделяющее его гневную ипостась. Само слово "ясень" (немецкое Esche), близко к слову as (бог, боги). Мировой ясень это архетип аса, живого германского бога. Но то, что главное название ясени именно "Конь Гневного" прямо указывает на мистериософскую выделенность гнева как основного священного компонента духовной структуры божества. Каждый ас, в определенном смысле слова, воспроизводит мировой ясень, а значит является и "Конем Гневного", что означает и "Конем Гнева". Таким образом, само божество есть "животное, оседланное гневом", то есть влекомое, управляемое гневом, служащее гневу.
С этим связана и особая мистическая судьба эйнхереев, воинов, убитых на поле битвы и стяжавших геройской смертью право войти в Валгаллу. Эйнхереи, однако, не успокаиваются в героическом раю Валгаллы. Они участвуют теперь в небесных битвах в качестве "Дикой Охоты" Одина (Wildes Heer). Наделение эйнхереев определением "дикий" подчеркивает "гневность", "Дикость", как священную, духовную категорию, как признак свершившегося обожествления Героя.
Практика ритуальной ненависти максимально полно сохранилась в "берсеркерстве".
Берсеркеры - это инициатическое арийское кшатрийское братство, которое хранило секреты боговселения в битве, или Одино-вселения. Берсеркеры в момент поединка настолько напитывались Священной Яростью, что трансформировались в иное существо, переносили "бытийный центр тяжести" на "тонкий план" и фактически сливались с божественным воинственным архетипом. Описания некоторых аспектов этой практики перевоплощения в бою сохранились в ирландских сагах, в частности, в "легендах о Кухулине", магическом воине, кельтском аналоге германских берсеркеров. Сущность "берсеркерства" заключается в максимальном высвобождении внутри своего существа абсолютной ненависти к пределу, к границе, к конечности. Берсеркер в экстатическом ритуале вызывает из глубин своего духа "любовь к вечности", печать личного божественного происхождения. И эти жажда уничтожения предела размывает внутренние границы его земной индивидуальности, разрушает фиксированные связи и онтологические зависимости, всякое видовое самоопределение.
Нарушение личных пределов создает вокруг берсеркера разряженное бытийное пространство, в котором также нарушаются бытийные связи. Обычно эта эвокация сопровождается физическим уничтожением врагов, причем самым жесточайшим и безжалостным образом. Подчас берсеркер теряет возможность управлять священным гневом, и тогда его безграничное буйство может перейти и на другие существа (нейтральные или дружественные) или на предметы, Ярость берсеркера вызвана состоянием двойственности как таковой, и после достижения определенной степени концентрации эта ярость обращается на ту форму двойственности, которая является наиболее универсальной и обобщающей, - на проявленное бытие. Фактически, берсеркеры боролись с бытием, сливаясь с той волевой вселенной разрушения и гнева, которой является мир Одина, вращающийся вокруг Оси - мирового ясеня Иггдрасиль, "Коня Гневливого". Причем нефиксированность центра этой яростной вселенной, подвижность оси (которая есть "конь"), позволяет берсеркеру стяжать волевым образом полноту священного гнева, отождествившись с самим центром божественного мира, которым является сердце истинного воина.
Неутолимая ярость северных народов так же сохранилась в крылатых выражениях и ассоциациях.
Furor Teutonicus (Тевтонская ярость) - латинское крылатое выражение. Фраза может употреблялась для описания воинственного духа или крайней степени возмущения и гнева.
Её возникновение связано с вторжением германских племён кимвров и тевтонов на север Апеннинского полуострова около 104 г. до н. э. Сперва римляне терпели от них тяжёлые поражения, и только в 102 г. до н. э. консулу Гаю Марию удалось разбить войско тевтонов, а год спустя и войско кимвров. Воинственный дух вторгшихся племён стал нарицательным, о чём и свидетельствует появление крылатого выражения.
В принципе ненависть, разлагающаяся на два аспекта, - гнев у активного начала и ужас у пассивного, - есть одна из форм существования Священного, как такового, поскольку именно таким образом открывается "травматичность наличного бытия". Ужас есть естественное состояние полноценного существа кшатрийского типа, так как ужас является реакцией на ущербность мира, постоянно обнаруживающего свою ограниченную природу, свое основополагающее качество, качество предела. Через ужас и провоцируемый этим ужасом гнев существо входит в контакт с гневом божьим, с полнотой ненависти, а значит начинает быть его носителем, то есть "Конем Гневливого", мировым ясенем, асом.
Поэтому практика нагнетания личного ужаса является необходимой подготовительной фазой берсеркеровской инициации. Ужас есть растворение соли в практике священной ненависти. В традиции существуют различные предписания для внушения посвящаемому чувства ужаса. Само выражение "панический страх" коренится в инерциальном сознании того, что комплекс сакральных ритуалов, связанный с греческим богом Паном, одним из спутников Вакха, имел прямое отношение к инициатической практике ужаса в древних мистериях. К этому относится и необходимый для получения инициации "спуск в ад", одна из задач которого состоит во внушении чувства ужаса, в пробуждении его в неофите. Причем ужас "спуска в Ад" заключается не в визуализации чего-то экстраординарного, чего-то необычного или нового для человеческого существа, но, в сущности, напротив, в постижении истинного качества обычного, в прозрении в сущность имманентности, которая и является, в конце концов, настоящей причиной ужаса. "Спуск в ад" - это не что иное, как духовное видение обычного. Это не нечто новое или экзотическое -это старое и обыденное, но вскрытое в своих подлинных пропорциях. Однако несмотря на простоту такой констатации, эффективная реализация "спуска в ад" является опасным и строго хранимым секретом.
Ханс Зиверс